воскресенье, 5 января 2014 г.

Ребенок и компьютер

Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни.

Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

Родители часто жалуются на отсутствие у детей интереса к чтению, к книгам. Но немного у нас найдётся родителей, которые пожалуются на равнодушное отношение их ребёнка к компьютеру. Заниматься спортом не уговоришь, в поездку за город не редко приходится тянуть на аркане, зрение ухудшается, а осанка, как у старичка.

Конечно, ничто не заменит маленькому человечку тепло общения, когда он «тычет в книжку пальчик» на коленях у отца или деда. Но у одного могут быть дела, другому нужно отдохнуть, а ребёнку хочется именно сейчас задать кучу вопросов. Вот и приходит на помощь умная игрушка. Умная в том смысле, что она умеет запоминать, отвечать и подсказывать. Здесь и ответ на вопрос, почему дети так любят общаться с компьютером.

Чтобы компьютер не стал врагом важно придерживаться следующих правил:

 - Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.

- Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.

- Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.

- Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.

- Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.

Как предотвратить зависимость от компьютера?

Самое простое и одновременно самое действенное средство – регламентирование времени, в течение которого ребенок находится за компьютером. Конечно, жесткое и подавляющее отношение родителей здесь не приемлемо. Речь идет о косвенном контроле – если досуг ребенка хорошо организован, и есть время для других увлечений и хобби, то проблема отпадет сама собой.

Отрицательное влияние компьютера на здоровье и психику ребенка можно сократить, также, если уделять ребенку достаточно времени и заботы. Ведь часто дети уходят в компьютерный мир на фоне скудной эмоциональной жизни в семье. Очень важно интересоваться не только успеваемостью и питанием ребенка, но и тем, что его беспокоит в глубине души. Необходимо регулярно разговаривать с ребенком, спрашивать его о проблемах и мечтах, делиться своими переживаниями.

Родители должны развивать уверенность ребенка в себе. Рекомендуется поддерживать и хвалить ребенка за малейшие достижения, всегда отмечать его успехи.

Необходимо развивать у ребенка и социальные навыки. Если ребенок застенчив и испытывает трудности в общении с ровесниками, то компьютер может стать легкой заменой настоящего общения. Ведь в виртуальном пространстве он может ощущать себя совсем другим - смелым и общительным.

Не стоит делать нахождение за компьютером поощрением за хорошее поведение или учебу. Это вызывает азарт и только подогревает нездоровое поведение.
 
Не рекомендуется предоставлять ребенку полную свободу в выборе компьютерных игр – некоторые виды игр нужно полностью исключить.

Если зависимость все-таки наступила, то нужно действовать решительно – так же как и в случае других психологических зависимостей. Компьютерную зависимость можно преодолеть только с помощью уверенного поведения родителей. Ни в коем случае нельзя смягчать для подростка последствия его зависимости – брать на себя решение проблем, которые возникли из-за потерянного за компьютером времени. Чтобы захотеть что-то изменить, ребенок должен столкнуться со своими проблемами «лоб в лоб».

И, конечно, профилактику компьютерной зависимости нужно начинать еще в дошкольном возрасте. Ведь проблему зависимости проще предотвратить, чем разрешить.

 
 
Виктория Ермошина

4 комментария:

  1. Спасибо, очень нужная, ценная информация.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, современная жизнь одарила нас всех виртуальным миром. Информации - море, безграничное, причем. Но компьютерная зависимость у детей возникает быстрее, чем у взрослых. Хотя и взрослые не исключение в этом деле.
    Ваши рекомендации очень полезны, Виктория! Благодарю!

    ОтветитьУдалить
  3. Острота этого вопроса, на мой взгляд, заключается в том, что мы, взрослые, будучи детьми, не знали компьютера, а время проводили в живом общении друг с другом. Это позволяло нам развиваться соответственно возрасту, постепенно формируя свои грани личности. И главное - физически больше двигались! Современные дети интеллектуальнее прошлых поколений, но эмоционально беднее, да и показатели здоровья не радуют. Станут они личностью или будут носить маски своих компьютерных героев... время покажет.

    ОтветитьУдалить
  4. Очень точное определение проблемы современных отцов и детей, Виктория! Время неумолимо накладывает свой отпечаток на наших детей. И очень не хочется, чтобы маски компьютерных героев стали реальным лицом. Ведь этих героев уже кто-то придумал, и кто-то пытается управлять нами. Да современное время очень взыскательно к личности человек. И к звездам лежат серьезные тернии. Но все, что нас не убьет, сделает еще сильнее

    ОтветитьУдалить