понедельник, 20 января 2014 г.

Я и Ты-сообщения

Как ты со мной разговариваешь?
Когда ты уберешь свою комнату?
Ты опять получил замечание?
Ты все делаешь по-своему?
Когда ты научишься делать с первого раза?
Сколько раз тебе повторять?
Ты себя в зеркало видел?

Знакомые фразы, неправда ли? Как часто мы их говорим и удивляемся, почему они остаются без ответа, или  порой вызывают у нашего чада протест, возражения, обиду и другие негативные чувства?!

Ответ довольно прост: такие обращения начинаются с обвинения и совсем не похожи на диалог.

Если мы хотим, чтобы общение с ребенком было результативным, необходимо,
в первую очередь, признать в нем равноправного собеседника и, во-вторых, перестроить свое обращение с "Ты-сообщения" на "Я-сообщение".

Фраза, в которой заключено "Ты-сообщение", выглядит агрессивно и воспринимается, как критика, обвинение, создается впечатление, что другой всегда прав, он контролирует ситуацию и требует отчет о выполнении. В "Ты-сообщении" используются слова: ты, тебя, тебе.

Фраза, в которой заключено "Я-сообщение", несет больше информации о говорящем, его чувствах, мнении и позиции; ощущается тактичность и уважение к тому, кому она адресована. К тому же, в таком сообщении уместна четкая формулировка  желательных форм поведения. В "Я-сообщении" используются слова: я, мне, у меня.

У меня болит голова, выключи, пожалуйста, музыку.
Меня очень злит, когда по дому разбросаны вещи. Будь добр, убери за собой.
Мне очень неприятно и обидно, когда так разговаривают со мной.
У меня вызывает недоумение такой внешний вид.

Любое недовольство, которое мы обычно выражаем через "Ты-сообщение", можно преподнести ребенку по-другому, воспользовавшись техникой "Я-сообщений".

Фраза в данном случае состоит из четырех основных частей:

1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении  человека. Подчеркиваю, именно факта! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…».

2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».

3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.

4. В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».

 В результате вместо обвинения «Ты опять опоздала» мы получаем фразу:  «Когда ты опаздываешь, я волнуюсь, потому что не знаю причину твоего опоздания. Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».

"Ты-сообщение": «Ты постоянно поступаешь по-своему», можно заменить на "Я-сообщение": «Когда ты делаешь все по-своему, я расстраиваюсь, потому что думаю, что для тебя не важно мое мнение. Я была бы рада, если бы мы вместе решали, как поступить».

Использование техники "Я-сообщений" требует некоторого опыта, поскольку не всегда можно быстро сориентироваться и перестроить фразу, однако со временем это будет получаться все лучше и лучше. 

Техника "Я-сообщений" не заставляет ребенка защищаться, она, напротив, приглашает его к диалогу, дает возможность высказать свое мнение. 

Это позволяет лучше знать и понимать ребенка!


Упражнения для тренировки на "Я-сообщения":

СИТУАЦИЯ 1.    Дети громко разговаривают во время обеда.

Ваши слова:   
1. «Когда я ем, я глух и нем». 
2. «Что вы так разорались, подавитесь. Вот тогда узнаете, как разговаривать во время еды».
З. «Мне не нравится, когда во время обеда гром­ко разговаривают за  столом».

Ваш вариант
СИТУАЦИЯ 2.   Вы поздно пришли с работы, а ребенок не выпол­нил часть домашнего  задания по школе.

Ваши слова:        
1. «Господи, ну когда же ты, наконец, будешь делать уроки вовремя?»
2. «Опять ничего не сделано. Когда это кончит­ся? Мне это надоело. Будешь   хоть до утра уроки делать».
3. «Меня беспокоит, что уроки до сих пор не сделаны. Я начинаю   нервничать. Я хочу, чтобы уроки выполнялись  до 8 часов вечера».

Ваш вариант СИТУАЦИЯ 3.   Вам необходимо сделать определенную работу дома (например: напи­сать  доклад), а ваш ребенок - постоянно отвле­кает вас: задает вопросы, просит почитать, по­казывает свои рисунки.

 Ваши слова:        
1. «Перестань меня дергать. Займись каким­-нибудь делом и не приставай ко мне, пока я работаю». 
2. «Извини, я не могу сейчас с тобой поиграть. Я очень занята. Когда я закончу свою работу, то обязательно тебе почитаю».
3. «Я раздражаюсь, когда меня отвлекают. Я теряю мысль и начинаю   злиться, мне это ме­шает быстро делать работу». 

Ваш вариант

2 комментария:

  1. Спасибо, Виктория, за очередную полезную информацию. Техника проста и доступна, вот только стереотип семейного воспитания, где преобладает "ты-сообщение", рождает много конфликтов. А как хочется, чтобы к нашим внукам и внучкам наши дети относились правильно, хотя сами мы, воспитывая своих детей, конечно, не раз нарушали эти простые техники общения.
    Увы, далеки были от психологии.

    ОтветитьУдалить
  2. Большинство родителей начинают "воспитательные" беседы с детьми, будучи не в ресурсе. И сами боятся себе признаться, что цель их - разрядиться, выпустить раздражение, а не откорректировать поведение ребенка. Отсюда и тон, и выражения, и позиция.

    ОтветитьУдалить