вторник, 10 июня 2014 г.

"Школьная зрелость" или еще раз о подготовке ребенка к школе

Вопросы психологической готовности ребенка к школе достаточно широко представлены и в профессиональных кругах, и в бытовых обсуждениях заботливых родителей.
К сожалению, традиционно приоритет в подготовке ребенка к школе отдается его интеллектуальному развитию. Этому способствуют и «Развивающие детские центры», и преобразование дошкольных учреждений в дошкольные учебные учреждения, и приоритеты родителей в воспитании ребенка в эпоху «информационного века».
По-прежнему не уделяется внимание мотивационной, эмоциональной готовности ребенка к школе. 1 классы шестилетних детей, ориентированные на вхождение ребенка в школьную жизнь – не решают этой проблемы. Все чаще результаты исследований показывают несформированную «позицию школьника» у первоклассников.
К тому же отмечается еще одна неблагоприятная тенденция: возрастной порог поступления учащихся в 1 класс значительно снижается. Стремление родителей отдать ребенка в школу как можно раньше поясняется ими же, как боязнь потерять наработанный уровень интеллектуальной подготовки малыша к школе. Такие поспешные решения родителей усугубляют проблему «школьной зрелости».

"Школьная зрелость" (более точное определение – функциональная готовность к обучению в школе) – это не что иное, как необходимый уровень развития у ребенка школьно­-необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой в школе.
Специалисты, которые занимались диагностикой готовности к школе, установили, что среди детей 6-летнего возраста количество “незрелых “весьма велико – почти половина. 

Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для его развития. В этот период, как правило, происходит значительный скачок в психическом и физическом развитии малышей. И, как показали специальные исследования, в возрасте 6,5 лет “незрелых” детей намного меньше – 23–30%, а среди 7-летних – 10–15%.
В настоящее время существуют разнообразные тесты, с помощью которых оценивается наличие определенных характеристик, свидетельствующих о возможностях детей обучаться в условиях школы.
Протестировать биологический возраст можно с помощью Филиппинского теста. В 5-6 лет дети переживают «полуростовой скачок роста»- он заключается в существенном удлинении конечностей рук и ног - результат характеризует именно биологический возраст ребенка, т.к. отражает не просто уровень развития скелета, морфофункциональной зрелости организма – это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Если этот «скачок» произошел, то ребенок без труда достанет рукой до противоположного уха.


В качестве критериев биологического возраста служат: количество прорезавшихся зубов (постоянных), длина тела и соотношение окружности головы к длине тела.

Примерные темпы прорезывания постоянных зубов.
Мальчики.
Возраст (годы)
Отставание
Средний темп
Опережение
5,5
--
0-3
более 3
6
0
1-4
более 4
6,5
0-1
2-8
более 8
7
менее 5
5-10
более 10
7,5
менее 6
7-12
более 12
8
менее 9
9-13
более 13
Девочки.
Возраст (годы)
Отставание
Средний темп
Опережение
5,5
--
0-4
более 4
6
0
1-5
Более 5
6,5
0-2
3-9
более 9
7
менее 6
6-11
более 11
7,5
менее 8
8-13
более 13
8
менее 10
10-14
более 14

Возрастная динамика соотношения: окружность головы X 100
                                                     _______________________
                                                            длина тела
Примерные величины соотношения у детей с разными темпами физического развития.
Возраст
Пол
Отставание
Средний темп
Опережение
5
М
более 49,04
49,04-45,2
менее 45,2

Д
более 48,11
48,11-44,47
менее 44,47
5,5
М
более 47,85
47,85-44,25
менее 44,25

Д
более 46, 88
46,88-43,18
менее 43,18
6
м
более 46,56
46,56-43,08
менее 43,18

д
более 45,73
45,73-42,13
менее 43,13
7
м
более 44,71
44,71-41,29
менее 41,39

д
более 43,9
43,9-39,74
менее 39,74.

Диагностику биологического возраста проводят у детей с учётом трёх показателей, беря за основу зубную формулу. Если два из трёх показателей (зубная формула и длина тела или соотношение окружности головы к длине тела и зубная формула) дают одинаковый результат, то значение третьего показателя можно не учитывать, когда он даёт противоположный результат. Биологический возраст оценивают, как соответствующий, отстающий или опережающий паспортный и на сколько лет (месяцев).

Успешное начало и продолжение школьного обучения невозможны без достаточного уровня речевого развития. В норме правильным звукопроизношением всех звуков дети овладевают к 5–6 годам. Слуховая дифференциация звуков, фонематический анализ слов показатели формирования речевых центров коры головного мозга. Если у ребенка имеются дефекты звукопроизношения, ему рекомендуются занятия у логопеда.
Тем, у кого недостаточно развита координация движений пальцев рук (не сформированы моторные центры головного мозга), преодолеть это отставание помогут систематические занятия рисованием, лепкой, конструированием.
Следует помнить, что "незрелость" не может быть причиной отказа приема ребенка для обучения в школе. В этом случае ответственность за его здоровье несут родители.
И если какие-то показатели сегодня не свидетельствуют о «школьной зрелости» вашего ребенка, то при внимательном, терпимом и заботливом отношении родителей - ребенок обязательно становится социально и психологически зрелым, а главное здоровым!
И тогда школа будет источником радости и новых побед! 

Виктория Ермошина

1 комментарий: