пятница, 7 февраля 2014 г.

Психологическая шпаргалка № 2. Память.

Шпаргалка - самое первое изобретение школьника, не отличающегося прилежанием в учёбе. Это, зачастую, листок бумаги с подсказками, которыми тайно, с целью обмана учителя, пользуются во время проверки знаний.

Психологическая шпаргалка - это открытая подсказка каждому учащемуся, как добиться успеха в учёбе, не прибегая к обману учителей.

Шпаргалка № 2. Память.

Без памяти наше прошлое
было бы мертво для будущего,
а настоящее безвозвратно
исчезло бы в прошлом.
С.Л.Рубинштейн
Все, что происходит с нами, все, что мы видим, говорим, слышим, может сохранятся долгое время.

За хранение информации отвечает наша память. Память проявляется в способности запоминать, сохранять, а в нужный момент узнавать и воспроизводить то, что человек видел, слышал, о чем читал.

В нашем мозгу есть центр памяти, куда откладываются миллионы образов, как в хорошем архиве.

Для того, чтобы легко можно было воспользоваться своим "архивом", необходим порядок и система.

Итак, что нужно знать о законах эффективного запоминания.

1. Думайте. Учите уроки осмысленно, составив план, стараясь использовать собственные, а не книжные слова. Постарайтесь найти в тексте главную мысль, выделить ее аргументацию.

2. Интересуйтесь. Память особенно тщательно сохраняет то, что важно и отбрасывает то, что не нужно. Иначе говоря: чтобы пища шла впрок - ешь с аппетитом. Начиная заучивать материал, спроси себя, "насколько мне это интересно?", "что нового я могу узнать?".

3. "Ешьте слона по частям". Средний объем памяти - 7 объектов (лиц, предметов, слов, фраз...). Поэтому учить материал в последний день перед зачетом или экзаменом, нет смысла. Разумнее разбить материал на части и заучивать каждый день новую часть.

4. Будьте готовы. Поразмышляйте о том, что вы знаете на предложенную тему; оцените, насколько новая информация пополнит ваши знания. К работе со сложным материалом полезно специально подготовиться: почитать на ту же тему что-то еще, может быть, популярное.

5. Не топчите следы. Давно замечено, что лучший способ забыть только что выученное - попытаться тут же запомнить нечто похожее. Зная это, не учите физику после математики, а историю после литературы.

6. Оглянитесь вокруг. Это действенный способ борьбы с забывчивостью. Представив обстановку, в которой происходило событие, вы сможете припомнить и его, потому что одновременные впечатления имеют свойство вызывать друг друга. Например, узелок на память, завязанный в определенной ситуации, впоследствии помогает вспомнить и повод, по которому он появился.

7. Учите от А до Я. Смысл этого закона в том, что вся информация должна восприниматься как законченное целое, а не разрозненные осколки неизвестно чего. Этот закон не противоречит третьему, а подразумевает заучивание более крупными блоками, но в течение нескольких дней. Причем первое повторение следует сделать через 15-20 минут, второе - через 9 часов, а третье - через 24 часа.

И напоследок о том, чего запоминать не надо.

Во-первых, не старайтесь тренировать память на запоминание телефонов многочисленных приятелей или другой столь же полезной информации. Заведите лучше записную книжку - ведь давно сказано, что самые плохие чернила лучше самой хорошей памяти. Это следует делать и по причине, о которой упомянула М.Шагинян: "Я ничего не храню в памяти. Мне хочется, чтобы моя память всегда была чистой доской. Я всё складываю в дневник, и память моя всегда рвется навстречу свежему впечатлению, голодная, как в молодости".

Во-вторых, не напрягайте память понапрасну, пытаясь вспомнить, куда вы засунули авторучку. Она, как и любая вещь должна быть на своем месте. Если же у нее такого места нет - об этом и подумайте.

Помните, 

причиной забывчивости
чаще бывает не плохая память,
а леность вспомнить забытое!



Комментариев нет:

Отправить комментарий