среда, 1 апреля 2020 г.

"Шаги к успеху" для 5 класса

Тема 28: "Причины конфликтов. Наши чувства в конфликте."

«Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения».
Антуан де Сент-Экзюпери

Обладая этой «роскошью», люди нередко вступают в конфликты. И это вполне понятный и объяснимый процесс: ведь мы все разные, а значит имеем свои взгляды, интересы и желания, которые порой не совпадают с другими. 

Вспомните, что такое конфликт? С чем ассоциируется конфликт – только ли с неприятностями, или есть и положительные стороны?


        Сам по себе конфликт не несет проблем тому, кто умеет его решать. Следующие несколько занятий будут посвящены умениям решать конфликты.

       Для начала определим степень личной конфликтности.

Анкета «Мое отношение к конфликтам».

Считаем только ответы «да» на следующие утверждения.

1)         Когда кто-то спорит, я обычно вмешиваюсь.
2)         Я часто критикую других.
3)         Я не люблю уступать.
4)         Если кто-то проходит без очереди, я делаю ему замечание.
5)         Если подают еду, которую я не люблю, я возмущаюсь.
6)         Если меня толкнули, я всегда даю    сдачи.
7)         Если моя команда выиграла, я могу высмеивать противника.
8)         Меня трудно назвать послушным.
9)         Когда берут мои вещи без спроса, я могу сильно разозлиться.
10)       Меня легко обидеть.

Результаты:
0 – 2 – У вас миролюбивый характер.
3 – 5 – Обычно вы стараетесь избегать конфликтов.
6 – 8 – У вас часто бывают проблемы с общением.
9 – 10 – У вас взрывоопасный характер, вы сами создаете конфликты.

Вспомните из-за чего в основном возникают конфликты в вашей жизни?

Какие чувства могут возникнуть в конфликтной ситуации?

Упражнение «Эмоциональное путешествие по конфликту».

        На листочках начертить «тропу», по которой развивается конфликт. Первая точка этой тропы обозначает чувства до начала конфликта («Все хорошо»), а последняя – разрешение конфликта («Все снова хорошо»). Промежуточные точки обозначают различные эмоциональные состояния в процессе конфликта.
       Необходимо выбрать конфликт, произошедший недавно. Этот конфликт нужно проанализировать – для этого следует выделить в нем различные этапы, во время которых менялись чувства. Изменения на «тропе» необходимо обозначить точкой и в двух-трех словах описать их суть.

Например:
Я пришла в школу, а моя подружка не принесла мне книгу, хотя и обещала. Я разозлилась на нее и наорала на нее, потому что книга мне была нужна, и подруга обещала. Она тоже наорала на меня, я обиделась. Мы перестали общаться, но я пожалела об этой ссоре, одной ведь очень скучно. Я подошла к ней, она обрадовалась, извинилась. Я тоже извинилась за то, что наорала. И мы снова начали дружить.


Если вы действительно, хотите решить конфликт, прежде всего необходимо успокоиться.

Приемы, которые помогают совладать с эмоциями в конфликте:

  • Посчитать до десяти;
  • Глубоко подышать, задерживая дыхание на несколько секунд;
  • Говорить о себе и своих чувствах, не задевая личности оппонента;
  • Предложить свой вариант решения конфликта.

Какие еще приемы помогают вам успокоиться и настроиться на конструктивный разговор?

Завершая тему нашей беседы, предлагаю видео для просмотра. 

Тема 29: "Стратегии поведения в конфликте. Понятие сотрудничества."

Просмотрев мультфильм «Мост», вы обратили внимание на поведение Медведя и Лося, Енота и Зайца?

Не трудно понять, что первая стратегия поведения (Медведя и Лося) не приводит к положительным результатам, т.е. конфликт не решается. 
Енот и Заяц сумели продемонстрировать умение решать конфликт. А какие еще стратегии решения конфликта можно использовать? Об этом видео «Межличностные конфликты».




Комментариев нет:

Отправить комментарий