Тема 28: "Причины конфликтов. Наши чувства в конфликте."
«Единственная известная мне роскошь — это роскошь
человеческого общения».
Антуан де Сент-Экзюпери
Обладая этой «роскошью», люди нередко вступают в конфликты.
И это вполне понятный и объяснимый процесс: ведь мы все разные, а значит имеем
свои взгляды, интересы и желания, которые порой не совпадают с другими.

Сам по себе конфликт не несет проблем тому, кто умеет его решать. Следующие несколько занятий будут посвящены умениям решать конфликты.
Для начала определим степень личной конфликтности.
Анкета «Мое отношение к конфликтам».
Считаем только ответы «да» на следующие утверждения.
1) Когда кто-то
спорит, я обычно вмешиваюсь.
2) Я часто
критикую других.
3) Я не люблю
уступать.
4) Если кто-то
проходит без очереди, я делаю ему замечание.
5) Если подают
еду, которую я не люблю, я возмущаюсь.
6) Если меня
толкнули, я всегда даю сдачи.
7) Если моя
команда выиграла, я могу высмеивать противника.
8) Меня трудно
назвать послушным.
9) Когда берут
мои вещи без спроса, я могу сильно разозлиться.
10) Меня легко
обидеть.
Результаты:
0 – 2 – У вас миролюбивый характер.
3 – 5 – Обычно вы стараетесь избегать конфликтов.
6 – 8 – У вас часто бывают проблемы с общением.
9 – 10 – У вас взрывоопасный характер, вы сами создаете
конфликты.
Какие чувства могут возникнуть в конфликтной ситуации?
Упражнение «Эмоциональное путешествие по конфликту».
На листочках начертить «тропу», по которой развивается
конфликт. Первая точка этой тропы обозначает чувства до начала конфликта («Все
хорошо»), а последняя – разрешение конфликта («Все снова хорошо»).
Промежуточные точки обозначают различные эмоциональные состояния в процессе
конфликта.
Необходимо выбрать конфликт, произошедший недавно. Этот
конфликт нужно проанализировать – для этого следует выделить в нем различные
этапы, во время которых менялись чувства. Изменения на «тропе» необходимо
обозначить точкой и в двух-трех словах описать их суть.
Например:
Я пришла в школу, а моя подружка не принесла мне книгу, хотя
и обещала. Я разозлилась на нее и наорала на нее, потому что книга мне была нужна, и подруга
обещала. Она тоже наорала на меня, я обиделась. Мы перестали общаться, но я
пожалела об этой ссоре, одной ведь очень скучно. Я подошла к ней, она
обрадовалась, извинилась. Я тоже извинилась за то, что наорала. И мы снова
начали дружить.
Если вы действительно, хотите решить конфликт, прежде всего
необходимо успокоиться.
Приемы, которые помогают совладать с эмоциями в конфликте:
- Посчитать до десяти;
- Глубоко подышать, задерживая дыхание на несколько секунд;
- Говорить о себе и своих чувствах, не задевая личности оппонента;
- Предложить свой вариант решения конфликта.
Завершая тему нашей беседы, предлагаю видео для просмотра.
Тема 29: "Стратегии поведения в конфликте. Понятие сотрудничества."
Не трудно понять, что первая стратегия поведения (Медведя и
Лося) не приводит к положительным результатам, т.е. конфликт не решается.
Енот
и Заяц сумели продемонстрировать умение решать конфликт. А какие еще стратегии
решения конфликта можно использовать? Об этом видео «Межличностные конфликты».
Комментариев нет:
Отправить комментарий