вторник, 9 февраля 2021 г.

Психологическая шпаргалка № 3. Повторение материала

Шпаргалка - самое первое изобретение школьника, не отличающегося прилежанием в учёбе. Это, зачастую, листок бумаги с подсказками, которыми тайно, с целью обмана учителя, пользуются во время проверки знаний.

Психологическая шпаргалка - это открытая подсказка каждому учащемуся, как добиться успеха в учёбе, не прибегая к обману учителей.

Шпаргалка № 3. Повторение материала.

Перед контрольной или экзаменом учителя обычно просят повторить материал.

«Повторение - мать учения, а не УЧЁНЫХ тьма.» - так, сегодня продолжают известную поговорку.

Что необходимо знать о «повторении», чтобы оно принесло хороший результат?

Исследования психологов позволили выявить некоторые закономерности этого процесса.


1.  Примером активного повторения является пересказ после прочтения текста.

Пересказ — это не только развитие речи, но и прекрасная тренировка памяти.
Во время пересказа в коре головного мозга происходят мощные процессы обработки информации. Школьные учителя хорошо знают: среди учеников, у которых выработалась привычка пересказывать выученный материал, не бывает троечников.

А во время повторного чтения (пассивное повторение) активность мозга очень мала.
Повторное чтение не требует напряжения сил, потому что в процессе его происходит «узнавание» знакомого материала, что создает иллюзию знания. На самом же деле материал не закрепляется в памяти.

Давным-давно в одном из московских институтов провели следующий эксперимент. Четырем группам студентов читали один и тот же отрывок лекции. В первой группе «для надежности» прочли его четыре раза. Во второй — три раза, но один раз студенты пересказали его. В третьей — два чтения и два пересказа, в четвертой — один раз прочли и три раза пересказали. Разница в усвоении материала была столь разительной, что вывод был сделан однозначный: «Повторное (и многократное) чтение учебного материала — пустая трата времени! Для эффективного запоминания важно активно повторить (пересказать) материал.»

2.  Два способа повторения. Какой выбрать?

В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное.
1 способ. Материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва.
2 способ. Каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком времени.

В одном из исследований две группы школьников заучивали стихотворение разными способами: первая группа — концентрированным, вторая — распределенным. Полное заучивание при концентрированном способе потребовало 24 повторения, а при распределенном способе — только 10, т.е. в 2,4 раза меньше.

Выбор очевиден! 2 способ обеспечивает и большую прочность знаний, и экономит время и силы.

3.  Не спеши заучивать с первого раза дословно!

При первом знакомстве с материалом полезно заучить не все. А лишь спустя некоторое (пусть и небольшое) время можно обратиться к нему уже с целью заучивания. Такой нехитрый прием приводит к заметному уменьшению количества повторений, необходимых для полного овладения материалом.

Учеными установлено, что в промежутках между запоминанием и воспроизведением происходит дополнительное неосознаваемое закрепление информации.

Чем более полно и жестко запоминается материал, тем меньше возможности для неосознаваемого закрепления и дальнейшего качественного воспроизведения материала.

Эксперимент. Попробуйте испытать себя сами. Один материал зазубрите до полного его «омертвения», а другой заучите процентов на 60-70 и устройте перерыв, дайте памяти возможность в этой специально вами устроенной паузе в череде утомительных повторений без вашего сознательного участия самой поработать над материалом.

4.  Распредели правильно время для повторения.

Природа памяти такова, что созданные взаимосвязи (ассоциации) самопроизвольно разрушаются примерно через 40-60 минут при условии однократного восприятия.

Поэтому первое мысленное повторение необходимо делать сразу после запоминания.

Что касается остальных повторений, то временные рамки зависят, прежде всего, от запоминаемой информации.

Если Ты запоминаешь текст или речевую информацию,
то второе повторение нужно сделать через 15-20 минут после первого,
третье — через 6 — 8 часов (в день запоминания),
четвертое — на следующий день, через 24 часа.

Если же Ты запоминаешь точную информацию,
то второе повторение нужно сделать через 40-60 минут,
третье — через 3 — 4 часа (в день запоминания)
и четвертое — в течение следующего дня.

Не пугайся большого количества повторений. Повторять из памяти намного проще и интереснее, чем пытаться безрезультатно запомнить что-то обычным методом.

Мысленно повторять можно где угодно: за обедом, во время прогулок, в транспорте.

При запоминании точной информации Ты можешь целый день «крутить ее в голове». Таким образом, реализуется принцип интенсивного обучения — обучения без перерывов, с «погружением» в предмет.

Теперь Ты знаешь, как правильно повторять.

Желаю Тебе успехов и прочных знаний в учебе!


Комментариев нет:

Отправить комментарий