четверг, 7 августа 2014 г.

Готовимся к успешной адаптации

Летние деньки продолжают нас радовать теплом. Но совсем скоро ребята вернуться в детские сады, а первоклассники сядут за школьные парты. Пора задуматься об адаптационном периоде – времени, когда ребенку необходимо будет переключится с отдыха на трудовые будни.

Адаптация – сложный и многогранный процесс, в результате которого происходит мобилизация интеллектуальных и физических сил ребенка, перестройка его социальных отношений.

Каждый родитель заинтересован в быстрой и безболезненной адаптации своего ребенка к детскому саду или школе. Для этого необходимо, уже в августе, готовить ребенка к этому.

Итак, перед родителями в первую очередь стоит задача обеспечить физиологическую перестройку организма ребенка. Для этого необходимо откорректировать режим дня ребенка. Да, да, именно режим дня! Не стоит к этому относится легкомысленно! Для выработки любого устойчивого условного рефлекса необходимо затратить 21 день.

  • Приучите ребенка подниматься и ложиться спать в одно и тоже время.
  • Откорректируйте время завтрака, обеда и ужина так, чтобы оно совпадало со временем приема пищи в образовательных учреждениях. Для этого необходимо четко знать распорядок дня детского сада или школы.
  • Следите за чередованием деятельности ребенка. Он не должен долго сидеть у компьютера или телевизора. Так же неразумно, если ребенок много времени проводит в бесцельной беготне на улице. Подвижные и спокойные виды деятельности должны чередоваться.


Почему так важно откорректировать режим дня? В период адаптации мозгу ребенка предстоит перерабатывать много новой информации, растрачивать энергию на контроль физиологических процессов, значит подвергать организм истощению. Именно поэтому включение в активную жизнедеятельность, переключение активности, переход ко сну должны быть уже автоматизированы. (Еще о режиме дня см.здесь)

Следующим немаловажным моментом в подготовке к безболезненной адаптации ребенка является выработка навыков самообслуживания. Чем больше ребенок может сделать сам для себя, тем быстрее он будет находить выход из разных бытовых ситуаций. Умение заботиться о себе – неотъемлемая составляющая социально-личностного развития ребенка.

Очень важное значение приобретает овладение элементарными базовыми навыками опрятности, приема пищи, одевания и раздевания.

Проверьте, пожалуйста, может ли ваш ребенок:

2 года 6 мес. - 3 года
  • Застегивает и расстегивает большие пуговицы.
  • Расстегивает и застегивает молнию (неразъемную).
  • Одевается с небольшой помощью взрослого.
  • Самостоятельно раздевается, развешивает одежду.
  • Может сам обуться, правильно одевает левый и правый ботинок.
  • Придя домой, переобувается в домашнюю обувь.
  • Замечает непорядок в своей одежде и одежде других и стремится исправить его.
  • Выполняет посильные поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
  • Знает свои бытовые принадлежности: своя чашка, тарелка, зубная щетка, полотенце и т.д.
  • Сам моет руки с мылом, вытирается, умывается, вешает полотенце на место.
  • Пользуется носовым платком и салфеткой.
  • Самостоятельно пользуется горшком.
  • Культурно ведет себя за столом, аккуратно ест.
  • Уважительно относиться к другим людям и с удовольствием оказывает им помощь: подаёт упавшую вещь, помогает бабушке найти очки или приносит дедушке газету, кормит рыбок, угощает и т.п.
  • Соблюдает правила поведения в обществе: не мусорит на улицах, не обижает животных, не ходит по газонам и т.д.


Когда ребенок становится относительно взрослым, лет в 6, он продолжает учиться самообслуживанию. Только теперь основные силы бросаются не на познание чего-то нового, а на усовершенствование и усложнение уже освоенных навыков.

  • Продолжайте работу над тем, чтобы ребенок каждую вещь клал на свое место и убирал  по местам игрушки.
  • Приучайте ребенка бережно относиться к своим вещам: чинить сломанные игрушки, чистить одежду, обувь. Объясните, что такое бережное отношение к вещам необходимо не только потому, что нужно быть опрятным, но и потому, что он уважает труд родителей, которые много работали, чтобы подарить ему ту или иную вещь.
  • Старайтесь научить его проверять самого себя: правильно ли он оделся или тщательно ли почистил зубы, хорошо ли вымыл тарелку.


Проверить насколько сформированы навыки самообслуживания у вашего ребенка можно с помощью небольшой анкеты. См. здесь.

Для успешной адаптации, пожалуй, самым важным будет эмоциональный настрой ребенка.
Согласно закону оптимума мотивации (М. Р. Йеркс, Дж. Додсон, Дж. Аткинсон): у эмоционально устойчивых людей зона оптимума смещена к более высокому уровню мотивации, а у эмоционально неустойчивых, наоборот, к низкому уровню.

Именно поэтому, эмоциональная атмосфера в семье, отношение семьи к новому этапу в жизни ребенка во многом определяют его стремление к реализации себя в этих условиях.

Старайтесь вселять в ребенка уверенность в себе, в его способность овладеть новой деятельностью. Постарайтесь рассказать, что ребенка ждет с приходом в школу или детский сад. Своим позитивным отношением к школе или детскому саду вы поможете преодолеть волнение и страх перед новым у своего ребенка.

Серьезное отношение к этим трем аспектам подготовки ребенка к детскому саду или школе обеспечит благоприятную адаптацию ребенка к новым условиям его жизнедеятельности.

Успехов Вам, уважаемые родители! Здоровья и положительных эмоций Вашим детям!

Ермошина Виктория.

Комментариев нет:

Отправить комментарий