
Адаптация – сложный и многогранный процесс, в результате
которого происходит мобилизация интеллектуальных и физических сил ребенка,
перестройка его социальных отношений.
Каждый родитель заинтересован в быстрой и безболезненной
адаптации своего ребенка к детскому саду или школе. Для этого необходимо, уже в
августе, готовить ребенка к этому.
Итак, перед родителями в первую очередь стоит задача обеспечить
физиологическую перестройку организма ребенка. Для этого необходимо
откорректировать режим дня ребенка. Да, да, именно режим дня! Не стоит к этому
относится легкомысленно! Для выработки любого устойчивого условного рефлекса
необходимо затратить 21 день.
- Приучите ребенка подниматься и ложиться спать в одно и тоже время.
- Откорректируйте время завтрака, обеда и ужина так, чтобы оно совпадало со временем приема пищи в образовательных учреждениях. Для этого необходимо четко знать распорядок дня детского сада или школы.
- Следите за чередованием деятельности ребенка. Он не должен долго сидеть у компьютера или телевизора. Так же неразумно, если ребенок много времени проводит в бесцельной беготне на улице. Подвижные и спокойные виды деятельности должны чередоваться.
Почему так важно откорректировать режим дня? В период адаптации
мозгу ребенка предстоит перерабатывать много новой информации, растрачивать
энергию на контроль физиологических процессов, значит подвергать организм
истощению. Именно поэтому включение в активную жизнедеятельность, переключение
активности, переход ко сну должны быть уже автоматизированы. (Еще о режиме дня
см.здесь)
Следующим немаловажным моментом в подготовке к
безболезненной адаптации ребенка является выработка навыков самообслуживания.
Чем больше ребенок может сделать сам для себя, тем быстрее он будет находить
выход из разных бытовых ситуаций. Умение заботиться о себе – неотъемлемая
составляющая социально-личностного развития ребенка.
Очень важное значение приобретает овладение элементарными
базовыми навыками опрятности, приема пищи, одевания и раздевания.
Проверьте, пожалуйста, может ли ваш ребенок:
2 года 6 мес. - 3 года
- Застегивает и расстегивает большие пуговицы.
- Расстегивает и застегивает молнию (неразъемную).
- Одевается с небольшой помощью взрослого.
- Самостоятельно раздевается, развешивает одежду.
- Может сам обуться, правильно одевает левый и правый ботинок.
- Придя домой, переобувается в домашнюю обувь.
- Замечает непорядок в своей одежде и одежде других и стремится исправить его.
- Выполняет посильные поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
- Знает свои бытовые принадлежности: своя чашка, тарелка, зубная щетка, полотенце и т.д.
- Сам моет руки с мылом, вытирается, умывается, вешает полотенце на место.
- Пользуется носовым платком и салфеткой.
- Самостоятельно пользуется горшком.
- Культурно ведет себя за столом, аккуратно ест.
- Уважительно относиться к другим людям и с удовольствием оказывает им помощь: подаёт упавшую вещь, помогает бабушке найти очки или приносит дедушке газету, кормит рыбок, угощает и т.п.
- Соблюдает правила поведения в обществе: не мусорит на улицах, не обижает животных, не ходит по газонам и т.д.
Когда ребенок становится относительно взрослым, лет в 6, он
продолжает учиться самообслуживанию. Только теперь основные силы бросаются не
на познание чего-то нового, а на усовершенствование и усложнение уже освоенных
навыков.
- Продолжайте работу над тем, чтобы ребенок каждую вещь клал на свое место и убирал по местам игрушки.
- Приучайте ребенка бережно относиться к своим вещам: чинить сломанные игрушки, чистить одежду, обувь. Объясните, что такое бережное отношение к вещам необходимо не только потому, что нужно быть опрятным, но и потому, что он уважает труд родителей, которые много работали, чтобы подарить ему ту или иную вещь.
- Старайтесь научить его проверять самого себя: правильно ли он оделся или тщательно ли почистил зубы, хорошо ли вымыл тарелку.
Проверить насколько сформированы навыки самообслуживания у
вашего ребенка можно с помощью небольшой анкеты. См. здесь.
Для успешной адаптации, пожалуй, самым важным будет эмоциональный
настрой ребенка.
Согласно закону оптимума мотивации (М. Р. Йеркс, Дж. Додсон,
Дж. Аткинсон): у эмоционально устойчивых людей зона оптимума смещена к более
высокому уровню мотивации, а у эмоционально неустойчивых, наоборот, к низкому
уровню.
Именно поэтому, эмоциональная атмосфера в семье, отношение
семьи к новому этапу в жизни ребенка во многом определяют его стремление к реализации
себя в этих условиях.
Старайтесь вселять в ребенка уверенность в себе, в его
способность овладеть новой деятельностью. Постарайтесь рассказать, что ребенка
ждет с приходом в школу или детский сад. Своим позитивным отношением к школе
или детскому саду вы поможете преодолеть волнение и страх перед новым у своего
ребенка.
Серьезное отношение к этим трем аспектам подготовки ребенка
к детскому саду или школе обеспечит благоприятную адаптацию ребенка к новым
условиям его жизнедеятельности.
Успехов Вам, уважаемые родители! Здоровья и положительных
эмоций Вашим детям!
Ермошина Виктория.
Комментариев нет:
Отправить комментарий