Ко мне очень часто
обращаются родители младших школьников с вопросами о том, как добиться того,
чтобы ребенок был ответственным, серьезно подходил к выполнению своих
ученических обязанностей, понимая и осознавая последствия своего действия или
бездействия.
Говоря об ответственности, следует учитывать, что это нравственная
характеристика зрелой личности.
Ответственность проявляется в поведении и предполагает:
осознанное исполнение обязанностей,
соблюдение общепринятых социальных норм и
готовность держать отчет за свои действия перед обществом и
самим собой.
Дошкольник, затем уже младший школьник знакомится с нормами
социальной жизни, учиться анализировать и оценивать свои поступки, запоминает
какое поведение одобряется, а какое – нет. Таким образом, к 7-8 годам ребенок приобретает
определенные черты ответственного поведения.
Требовать от школьника 6-7 лет слишком большого уровня
ответственности было бы неправильно. Взрослого уровня ответственности все дети
достигают в разном возрасте. Для кого-то это 17-18 лет, но гораздо чаще это
возраст около 25 лет. Именно в этот период происходит осознание полной личной
ответственности за собственную жизнь. Однако остаются люди, которые уклоняются
от ответственности, даже перешагнув за тридцатилетний рубеж. Что можно сделать,
чтобы ваш ребенок не оказался в их числе?
Степень сформированности ответственности у ребенка зависит
от стиля родительского воспитания: авторитетного, попустительского или
авторитарного.
Авторитетный родитель
соединяет высокую степень контроля с принятием и поддержкой растущей
самостоятельности детей; существуют четкие правила поведения, и родитель
обсуждает их с ребенком. У таких родителей вырастают самые ответственные дети.
Родители попустительского
стиля почти не ограничивают поведение детей, а когда пытаются ограничить,
делают это настолько неуверенно, что ребенок не слушается. Такие дети
испытывают трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить
удовольствие ради дела.
Авторитарный стиль
родительского поведения заключается в жестком контроле над поведением детей,
которые исключены из процесса принятия решений. Такой стиль воспитания приводит
к подавлению инициативности и стремлению принимать собственные решения из
страха перед наказанием. И, в конечном итоге, либо выросший ребенок начинает
бунтовать и приобретает самостоятельность, порвав все связи с родителями, либо
остается безответственным исполнителем на всю жизнь.
«Золотой серединой» является, конечно, авторитетный стиль
воспитания, т.к. в нем сбалансированы необходимый контроль за поведением
ребенка и предоставление ему разумной самостоятельности.
Зоны ответственности
Для начала нужно определить, какие важные зоны
ответственности есть в жизни ребенка. Они все достойны того, чтобы их
развивать. Возможно, в разные периоды разные зоны ответственности будут
главенствовать в вашей воспитательной позиции, но так или иначе — это время,
когда «зернышки» каждой из них должны быть «посажены».
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и
жизнь. Это одна из базовых зон ответственности, на формирование которой
родители должны обратить пристальное внимание. Она начинает развиваться около
2,5-3 лет, когда ребенок начинает осознавать: определенные его действия несут
опасность для него. Некоторые зоны родители ограничивают достаточно жестко:
электричество, горячие предметы, большая высота — под запретом. Но в некоторых
областях они уже взывают к чувству ответственности ребенка: «Сейчас нужно
принять это лекарство. Оно нужно, чтобы ты выздоровел. Ты ведь хочешь
выздороветь?». Это постепенно развивает сознательность ребенка,
помогает проследить ему причинно-следственную связь между его решением и теми
последствиями (позитивными или негативными), которые могут быть.
Ответственность за действия, связанные с благополучием
близких и других людей. Помните: "Мама спит, она устала, ну и я играть не
стала…" Это стихотворение о том, как девочка сознательно выбрала такое
поведение, чтобы не мешать уставшей маме. Это поведение, ответственное по
отношению к близким людям. Оно создает будущую основу для строительства
отношений с множеством людей, начиная от самых родных до совсем незнакомых.
Конечно, ребенку порой трудно ограничить свою активность, учесть интересы
близких. Но только в том случае, если родители обращают на это
внимание, стараются, чтобы ребенок понял: его поведение влияет на отношение к
нему других людей.
Ответственность за домашних любимцев. Если у вас в
доме живет животное, то ребенок должен иметь обязанности (пусть небольшие, но
ежедневные) по уходу за ним.
Ответственность за собственные вещи. Чем старше
становится ребенок, тем больше его ответственность, связанная с сохранностью
его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате.
Ответственность за данное слово и принятое решение. В
общем-то, это широкое понятие, и его можно применить к любому из пунктов, И
родители обычно обращают свое внимание на важность того, чтобы ребенок «держал
слово». «Ты обещал убрать комнату, держи свое слово!» -такие фразы часто звучат
из уст родителей. Они во многом необходимы, чтобы ребенок понимал: за
те слова, которые он говорит, и те обещания, которые дает, он несет
ответственность.
Ответственность за собственные успехи, а особенно неудачи.
Необходимо обращать внимание ребенка на важность его личных усилий для
достижения чего-либо.
Внимательные родители поощряют успехи ребенка, но не спешат
ему помочь, когда что-то не получается. Вы можете помочь советом, что-то
подсказать, но делать за ребенка — значит блокировать его собственную
ответственность за процесс.
Экологическая ответственность. К сожалению, об этом
виде ответственности родители все чаще забывают. Как нехорошо, когда ребенок
бросает на землю обертку от шоколадки или дергает ветви деревьев, а идущий
рядом взрослый никак не реагирует на это! Обязательно обращайте
внимание на то, насколько аккуратен ребенок на улице, обозначайте важность
бережного отношения к природе.
Каждый родитель согласится, что рано или поздно ребенок
должен взять ответственность за свою жизнь полностью в свои руки. Роль родителя
перемещается в роль советчика, если удалось установить хорошие и теплые
отношения с ребенком в период его роста и взросления.
Развитие ответственного поведения предполагает несколько
уровней:
Первый уровень: ребенок в качестве помощника. Родитель
обучает, выделяет главные моменты задачи, рассказывает об ожидаемом результате.
Второй уровень: ребенок нуждается в напоминании и контроле.
Желательно, чтобы контроль и наставление проходило в спокойной и терпеливой
манере.
Третий уровень: выполняет задание самостоятельно. Если
родитель хорошо выполнил условия первых двух уровней.
Для успешного достижения третьего уровня развития
ответственности необходимо помнить правила общения с ребенком:
- Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не
просит помощи. Своим невмешательством вы сообщаете ему: «С тобой все в
порядке».
- Если ребенку трудно, и ребенок готов принять вашу помощь,
обязательно ему помогите, т.е. возьмите на себя только то, что он не может
выполнить и по мере освоения ребенком новых действий, постепенно передавайте
ему ответственность за их выполнение.
- Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и
ответственность за личные дела ребенка и передавайте ему ответственность.
- Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными
последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет
взрослеть и становиться сознательным.
Таким образом, приучение детей к ответственности происходит
— как и все в воспитании, — в форме обмена между родителем и ребенком.
Дети могут взять на себя ответственности ровно столько,
сколько отец или мать готовы отдать.
Надо предоставлять определенную свободу
действий детям без опаски и излишних ограничений. Это должно начинаться с
самого раннего возраста.
Среди множества аспектов ответственности особое значение
имеют обязанности. Об этом следующая статья.
Вы знаете, я сейчас уже бабушка, но читая статьи своей дочери, психолога по призванию, с удивлением замечаю, что ведь многого я, как родитель, и не знала. Конечно, как говорят, материнское сердце подсказывало. Да, согласна, подсказывало, но насколько проще было бы его слушать и слышать, имея в руках вот такие обстоятельные знания.
ОтветитьУдалитьОгромное спасибо, Виктория!
Думаю, что те, кому уже за 25-30 лет и стали уже родителями такие советы принесут огромную пользу!