понедельник, 5 октября 2020 г.

Домашние задания в начальной школе. С чего начать?

«СКОРО !!! ВО ВСЕХ КВАРТИРАХ СТРАНЫ !!! Уроки сделаны… Мать охрипла… Сын оглох … Соседи выучили всё наизусть, собака пересказала…)))» (цитата из соцсетей)


Появление домашних заданий во 2-ом классе очень часто вносит новые оттенки в общение родителей (чаще мам) с ребенком.

Очень легко теряется терпение, появляется крик и упреки в адрес ребенка. Семейное общение наполняется тягостным ощущением потерянного вечера.

Что происходит? Давайте разберемся.


Обучение ребенка в начальной школе предполагает усвоение основных учебных навыков и приемов работы с теоретическим материалом.

Так, в 1-ом классе маленький ученик осваивает чтение, письмо, счет – основные учебные навыки. От качества владения перечисленными навыками во многом зависит дальнейший учебный путь школьника.

Во 2-ом и последующих классах начальной школы ребенку предстоит совершенствовать учебные навыки, осваивать новые приемы работы с теоретическим материалом.

В процессе обучения у младшего школьника формируются мыслительные процессы (сравнение, выделение существенного признака, обобщение, классификация по заданному признаку).

К концу 4-го класса ребенок вооружен всеми необходимыми учебными навыками и готов к систематическому усвоению основных научных дисциплин (история, биология, химия, физика, геометрия, алгебра и т.д.).

Появление домашних заданий в учебной деятельности маленького школьника вполне логично.

Домашние задания – это возможность закрепить те навыки и приемы, алгоритмы и правила, с которыми учащихся знакомил на уроке учитель. К тому же ребенку необходимо проверить самого себя, свою готовность и степень самостоятельности применения тех приемов и навыков, которые он усваивал на уроке.

Все, вполне, понятно и логично. Но!!!

Осуществляя контроль качества и уровня овладения учащимся учебными приемами и навыками, педагог выставляет оценку за домашние и классные работы. 

Таким образом, оценка – это сигнал учащемуся, в какой степени он владеет необходимым учебным минимумом. Это также сигнал и педагогу: на каком этапе усвоения материала находится учащийся.

С появлением оценки и возможностью ее получить за выполнение домашнего задания некоторые родители теряют грань между желаемым и реальным положением вещей.

Многие родители при виде домашнего задания воспринимают его как вызов, брошенный им, их учебным способностям, считая своим долгом представить педагогу через своего ребенка наилучшим образом выполненное задание.

Но ведь задания рассчитаны не на ваши умения, а на умения вашего ребенка! К тому же тщательно проконтролированное написание домашнего задания (практически под диктовку взрослого) не оставляет возможности педагогу увидеть уровень усвоения материала ребенком. 

Он ставит заслуженную «5» в тетрадь ребенка, заслуженную Вами, уважаемые родители. 

А после этого уровень вашего «высшего пилотажа» ребенку повторить в классе становится невозможным. Еще бы! Вы окончили среднюю школу, ВУЗ, а у него за плечами всего лишь 4-й, 3-й или только 2-й класс, да и такое задание он выполняет, может быть, третий или все-таки в первый раз?!

Вот здесь порочный круг и замыкается. Домашние задания выполнены отлично. Педагог продолжает подавать новый материал, а ребенок…Маленький ученик тонет в непонимании материала. Пробелы в знаниях увеличиваются, как снежный ком, а дома нарастает эмоциональный накал: "Сколько можно?", "Мы же это уже делали с тобой!", "Когда уже ты будешь сам делать домашнее задание?"

Осознавая, что ребенок имеет какие-то проблемы в усвоении материала, выполнении домашних заданий, родители из «благих намерений» совершают очередную ошибку. 

Попытка взять на себя роль учителя и объяснить «по-своему» материал, использование черновика, многократные переписывания, увеличение времени при выполнении домашней работы, тотальный контроль – приемы, которые напрочь отбивают желание учиться и не позволяют испытать удовольствие от учебы.

Давайте же остановимся! Подумаем! И начнем грамотно помогать своему ребенку в овладении учебной деятельностью.

С чего начать?

С себя!

В первую очередь, это Вы должны усвоить, что домашние задания даются РЕБЕНКУ, а не вам.

Вам понадобится больше выдержки, сил, уверенности в успехе, чем ребенку.

Представьте, что вы вместе отправляетесь в непростое путешествие из пункта "Не могу, не знаю, не умею" в пункт "Могу, знаю, умею!".

Наблюдать, направлять, помогать намного сложнее и ответственнее, чем делать самому. Но именно в этом состоит ваша роль при выполнении ребенком домашнего задания.

Подумайте над следующим: потеря самообладания — это способ снять с себя ответственность за происходящее!

Помните анекдот про чашку, разбитую на кухне? Как догадаться, кто ее разбил — мама или дочь? Очень просто: если потом следует тишина, то разбила мама.   Не будет же она сама себя ругать.

Если помнить, что родитель — это внимательный наблюдатель, аккуратно ведущий ребенка долгие годы по дороге жизни, и не пытаться скинуть ответственность на ребенка, а тратить силы на внутренний поиск причин происходящего, то терпение будет практически безграничным!

Чтобы облегчить вашу миссию, в следующей статье «Как грамотно помочь ребенку выполнять домашнее задание», я постараюсь рассказать о правилах организации помощи ребенку в приготовлении домашних заданий.
Виктория Ермошина



Комментариев нет:

Отправить комментарий