суббота, 28 марта 2015 г.

Как улучшить дисциплину в классе?

Дисциплина учащихся — это, наверное, одна из вечных проблем в педагогической деятельности.

Каковы же мотивы плохого поведения учеников?

О четырех мотивах плохого поведения учащихся рассказывает в своей книге С.В.Кривцова «Тренинг: учитель и проблемы дисциплины». М.: Генезис, 2000. Эта книга - о том, как вести себя твердо, но доброжелательно с детьми, нарушающими правила поведения в классе. Очень рекомендую познакомиться с этой книгой не только молодым педагогам, но и самым опытным.

На проявления деструктивного поведения ребенка мы всегда реагируем эмоционально, импульсивно. Но необходимо помнить, что за видимыми проявлениями всегда есть некая причина, толкающая ребенка на такое поведение.

Итак, четыре мотива плохого поведения учащегося.


Привлечение внимания
Власть
Месть
Избегание неудачи
Реакция учителя:
эмоции
Раздражение, негодование
Гнев, негодование,
может быть страх
Обида, боль, опустошение в дополнение
к негодованию
и страху
Профессиональная беспомощность
Реакция учителя:
импульс
Сделать замечание
Прекратить выходку
с помощью физического действия
Немедленно ответить силой 
или уйти
из ситуации
Оправдаться 
и объяснить неудачу
с помощью специалиста
Реакция ученика
Временно прекращает
Прекращает выходку, когда сам решит
Прекращает выходку, когда сам решит
Попадает
в зависимость
от учителя; продолжает ничего не делать
Сущность поведения
Получать особое внимание
«Ты мне ничего не сделаешь»
Вредить в ответ
на обиду
«Не буду
и пробовать, 
все равно
не получится»
Социальные причины
Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется плохому,
а не хорошему поведению
Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения 
в окружении ребенка
Рост насилия
в обществе
Слишком высокие требования родителей
и учителей
Способы предотвра- щения
Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание
за хорошее поведение
Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций
Строить отношения 
с учеником 
по принципу заботы о нем
Поддержка ученика, чтобы его установка
«Я не могу» сменилась 
на установку
«Я могу»

Понимая основные причины нарушения дисциплины учащимися, следует задуматься и о приемах своевременного предотвращения нежелательного поведения в классе.
Вот некоторые из этих приемов.

Как улучшить дисциплину в классе?

1. Контакт глазами: никаких слов - только взгляд.

2. Физическое приближение: продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником, без контакта глазами и без слов.

3. Используйте имя ученика: делайте это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока.

4. Посылайте "секретный сигнал". Можно использовать какие-то жесты, смысл которых известен детям. Например, приложить палец к губам и сказать: "тсс!" или скрестить руки.

5. Приготовить заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: "Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь."

6. Делай неожиданности. Начните говорить тихим голосом. Измените ваш голос: используйте необычную манеру говорить, звуки, ударения или другой язык. Говорите монотонно, высоким или низким голосом.

7. Временно прекратите вести урок. Вам нужно только сказать: "Дайте мне знать, когда будете готовы продолжить урок". Попросите об одолжении. Измените деятельность.

8. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения: полезнее не говорить ученику-нарушителю о его плохом поведении, а уделить внимание кому-то из одноклассников, кто, может быть, сидит рядом и ведет себя хорошо.

9. Благодарите учеников, которые делают то, что вы просили сделать.

10.Пересаживайте учеников: меняйте их местами.

11. Посадите ученика на 5 минут на стул "размышлений", который отличается от других стульев и где нарушитель может подумать о том, как себя вести. "Стул размышлений" должен находиться вне поля зрения остальных учеников.

12. Можно повесить в классе перед глазами учеников плакат с "заклинаниями" примерно такого содержания: " Я могу спокойно работать" "Я могу изменить свое поведение".

13.Отнеситесь к ученику, демонстрируя ему ваши: приятие, внимание, уважение, одобрение, теплые чувства.

Уважаемые педагоги! Ваша забота, терпение, доброжелательность всегда найдут отклик в детской душе.




1 комментарий:

  1. Дети ведут себя плохо, когда им неинтересно. Так что это проблема не только и не столько педагога, сколько программы и принципов обучения в школе.

    ОтветитьУдалить