воскресенье, 30 ноября 2014 г.

Как грамотно помочь ребенку выполнять домашнее задание

Помощь родителей при выполнении домашних заданий нужна любому ребенку.

Умение работать самостоятельно – это новый сложный навык, который необходимо целенаправленно прививать.

Не забывайте, что дети не знают, где, как и зачем надо делать домашнюю работу. 
И учить этому их надо поэтапно.


1 этап. Создание мотивации и принятие правил.

Именно на этом этапе необходима большая работа и родительское терпение. Но уверяю вас, вложенные усилия и затраченное время, не заставят долго ждать плоды проделанной работы.
  1. Очень важно объяснить ребенку, зачем нужно делать уроки.
  2.  Поясните ребенку, что это он учится в школе и домашнее задание задают ему, а не вам. Но вы будете рядом и, если он не справится, поможете.
  3. Обеспечьте режим дня: привычка садиться за выполнение домашнего задания в одно и то же время поможет снять раздражение и ускорит выполнение заданий. Режим вашего ребенка необходимо составить вместе с ребенком, (если надо, на каждый день недели), он должен быть помещен на видное место. За соблюдение режима – поддержка и поощрение.

    В начальной школе детям необходима помощь взрослых в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте навык планирования у ребят еще недостаточно развит.

  4. Обсудите с ребенком, с какого предмета он хотел бы начинать домашнее выполнение, с легких или трудных заданий.  Если ребенок начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.
  5. Обеспечьте условия работы: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае у младшего школьника быстро выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.
  6.  Выработайте у школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое. Но поначалу вам придется позаботиться об этом: научить и контролировать (хвалить за правильную подготовку пособий).
  7. Проверять выполнение своей работы ребенок будет поначалу с вашей помощью. Учите его умению себя контролировать. Сначала научите его готовить рабочее место и проверить его готовность. Затем научите ребенка проверить: заглянуть в дневник и проверить, то ли задание выполняет, в полном ли объеме, всю ли инструкцию выполнил? Учите сравнить выполнение с образцом, с заданием. Учите сравнивать каждый элемент.

    Когда ребенок может полностью перейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое умение выработалось к моменту его перехода в среднюю школу.

II этап. «Мы вместе».
На этом этапе старайтесь как можно больше заданий делать вместе с ребенком. Поэтапно проговаривайте инструкции, намечайте план выполнения домашней работы.

III этап. «Я сам + мы вместе».
Дайте малышу возможность посильную часть работы выполнить самостоятельно. А вот оценивать ее надо вместе. Не придирайтесь по пустякам. Лучше промолчите, если какая-то мелочь вам не нравится. Зато похвалите за самый малый успех. Ваша задача – дать ребенку почувствовать собственные возможности.

Понаблюдайте за ребенком: с чем именно  не справляется ребенок, с какими вопросами обращается за помощью. В зависимости от проблемы принимайте меры.

Если:
- Ребенок не может понять инструкции вообще, вместе обсудите с ребенком инструкцию: что надо сделать? Как ты это понял? Что сначала? Как проверишь?

-Ребенок не знает конкретных правил, необходимо закрепить с ним правило решения задачи или правописания.

-Ребенок обращается только с трудными заданиями, окажите помощь, похвалите, что ребенок любит головоломки и все делает сам.

-Ребенок обращается только по одному предмету, выясните, нет ли пробелов в знаниях по данному предмету. Возможно, нужна помощь специалиста – предметника.

-Ребенок обращается за помощью, не начав читать задание? Задайте себе вопрос: почему? Ребенок хочет общаться с вами, так как вы уделяете ему мало внимания? Пересмотрите свое общение с ребенком.
Ребенок несамостоятелен, так как все решаете за него вы, а он не имеет ни поручений, ни права на ошибку? Развивайте самостоятельность ребенка.

Задания в учебнике постоянно слишком трудны для вашего ребенка? Недостаточно развиты сообразительность или не хватает кругозора? Обратитесь к психологу, он подскажет как развить память, мышление, речь, воображение, научит более легким способам заучивания материала.

IV этап. «Сам + я рядом».
Постепенно доверьте вашему школьнику готовить задания самостоятельно. Вы должны лишь находиться где-то рядом, проверять выполненные задания. Все, что от вас требуется на этом этапе – своим присутствием помочь ему сконцентрироваться, оказать моральную поддержку.

V этап. «Я сам и немножко взрослый».
Ребенок самостоятельно делает домашнее задание. Вы находитесь в другой комнате. На его рабочем столе поставьте часы, чтобы он мог себя контролировать. Ваша задача на данном этапе – помочь в самых трудных случаях и проконтролировать выполнение задания.

Нужно ли…
использовать черновик? Предназначение черновика – закрепить правила выполнения и оформления определенного типа заданий. Но надо стремиться к тому, чтобы ребенок отмечал на нем только самые необходимые вещи. Иначе он может полностью выложиться на черновой работе, и во время переписывания в тетради появятся ошибки. Помните, что черновик не должен становиться точной копией рабочей тетради школьника!

переписывать домашнюю работу? Это допустимо только в том случае, если в ней большое количество ошибок. При этом ругать ребенка бессмысленно. Правильнее – задуматься: почему он сделал много ошибок? Не понимает материал? Не сформирован навык выполнения домашней работы? Трудности с вниманием?

К тому же переписывание обычно не приводит к желаемому результату: ведь ребенок потратил все силы на первый вариант, и на переписывании ему будет трудно сконцентрироваться. А отсюда – новые ошибки. Конечно, дети должны стремиться сделать работу как можно лучше, но при этом не надо фанатизма, чтобы не отбить желание учиться.

Успехов в приготовлении домашних заданий!
Пусть ваш ребенок становится самостоятельным и ответственным учеником!


Комментариев нет:

Отправить комментарий