Помощь родителей при выполнении домашних заданий нужна
любому ребенку.
Умение работать самостоятельно – это новый сложный навык,
который необходимо целенаправленно прививать.
Не забывайте, что дети не знают, где, как и зачем надо
делать домашнюю работу.
И учить этому их надо поэтапно.
1 этап. Создание
мотивации и принятие правил.
Именно на этом этапе необходима большая работа и
родительское терпение. Но уверяю вас, вложенные усилия и затраченное время, не
заставят долго ждать плоды проделанной работы.
- Очень важно объяснить ребенку, зачем нужно делать уроки.
- Поясните ребенку, что это он учится в школе и домашнее задание задают ему, а не вам. Но вы будете рядом и, если он не справится, поможете.
- Обеспечьте режим дня: привычка садиться за
выполнение домашнего задания в одно и то же время поможет снять раздражение и
ускорит выполнение заданий. Режим вашего ребенка необходимо составить вместе с
ребенком, (если надо, на каждый день недели), он должен быть помещен на видное
место. За соблюдение режима – поддержка и поощрение.
В начальной школе детям необходима помощь взрослых в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте навык планирования у ребят еще недостаточно развит.
- Обсудите с ребенком, с какого предмета он хотел бы начинать домашнее выполнение, с легких или трудных заданий. Если ребенок начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.
- Обеспечьте условия работы: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае у младшего школьника быстро выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.
- Выработайте у школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое. Но поначалу вам придется позаботиться об этом: научить и контролировать (хвалить за правильную подготовку пособий).
- Проверять выполнение своей работы ребенок будет
поначалу с вашей помощью. Учите его умению себя контролировать. Сначала научите
его готовить рабочее место и проверить его готовность. Затем научите ребенка
проверить: заглянуть в дневник и проверить, то ли задание выполняет, в полном
ли объеме, всю ли инструкцию выполнил? Учите сравнить выполнение с образцом, с
заданием. Учите сравнивать каждый элемент.
Когда ребенок может полностью перейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое умение выработалось к моменту его перехода в среднюю школу.
II этап. «Мы вместе».
На этом этапе старайтесь как можно больше заданий делать
вместе с ребенком. Поэтапно проговаривайте инструкции, намечайте план
выполнения домашней работы.
III этап. «Я сам + мы
вместе».
Дайте малышу возможность посильную часть работы выполнить
самостоятельно. А вот оценивать ее надо
вместе. Не придирайтесь по пустякам. Лучше промолчите, если какая-то мелочь
вам не нравится. Зато похвалите за самый малый успех. Ваша задача – дать
ребенку почувствовать собственные возможности.
Понаблюдайте за ребенком: с чем именно не справляется ребенок, с какими вопросами
обращается за помощью. В зависимости от проблемы принимайте меры.
Если:
- Ребенок не может понять инструкции вообще, вместе обсудите
с ребенком инструкцию: что надо сделать? Как ты это понял? Что сначала? Как
проверишь?
-Ребенок не знает конкретных правил, необходимо закрепить с
ним правило решения задачи или правописания.
-Ребенок обращается только с трудными заданиями, окажите
помощь, похвалите, что ребенок любит головоломки и все делает сам.
-Ребенок обращается только по одному предмету, выясните, нет
ли пробелов в знаниях по данному предмету. Возможно, нужна помощь специалиста –
предметника.
-Ребенок обращается за помощью, не начав читать задание?
Задайте себе вопрос: почему? Ребенок хочет общаться с вами, так как вы уделяете
ему мало внимания? Пересмотрите свое общение с ребенком.
Ребенок несамостоятелен, так как все решаете за него вы, а
он не имеет ни поручений, ни права на ошибку? Развивайте самостоятельность
ребенка.
Задания в учебнике постоянно слишком трудны для вашего
ребенка? Недостаточно развиты сообразительность или не хватает кругозора?
Обратитесь к психологу, он подскажет как развить память, мышление, речь,
воображение, научит более легким способам заучивания материала.
IV этап. «Сам + я
рядом».
Постепенно доверьте вашему школьнику готовить задания
самостоятельно. Вы должны лишь находиться где-то рядом, проверять выполненные
задания. Все, что от вас требуется на этом этапе – своим присутствием помочь
ему сконцентрироваться, оказать моральную поддержку.
V этап. «Я сам и
немножко взрослый».
Ребенок самостоятельно делает домашнее задание. Вы
находитесь в другой комнате. На его рабочем столе поставьте часы, чтобы он мог
себя контролировать. Ваша задача на данном этапе – помочь в самых трудных
случаях и проконтролировать выполнение задания.
Нужно ли…
…использовать черновик? Предназначение черновика – закрепить
правила выполнения и оформления определенного типа заданий. Но надо стремиться
к тому, чтобы ребенок отмечал на нем только самые необходимые вещи. Иначе он
может полностью выложиться на черновой работе, и во время переписывания в
тетради появятся ошибки. Помните, что черновик не должен становиться точной
копией рабочей тетради школьника!
…переписывать домашнюю работу? Это допустимо только в том
случае, если в ней большое количество ошибок. При этом ругать ребенка
бессмысленно. Правильнее – задуматься: почему он сделал много ошибок? Не
понимает материал? Не сформирован навык выполнения домашней работы? Трудности с
вниманием?
К тому же переписывание обычно не приводит к желаемому
результату: ведь ребенок потратил все силы на первый вариант, и на
переписывании ему будет трудно сконцентрироваться. А отсюда – новые ошибки.
Конечно, дети должны стремиться сделать работу как можно лучше, но при этом не
надо фанатизма, чтобы не отбить желание учиться.
Успехов в приготовлении домашних заданий!
Пусть ваш ребенок становится самостоятельным и ответственным учеником!
Пусть ваш ребенок становится самостоятельным и ответственным учеником!
Комментариев нет:
Отправить комментарий