понедельник, 29 сентября 2014 г.

"Подводные камни" адаптации пятиклассника

Для того чтобы понять, какая помощь необходима пятикласснику в период адаптации к новым условиям обучения, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в изменившейся ситуации.

Давайте разберемся, в чем же заключается сложность этого периода и как миновать "подводные камни", о которые "спотыкаются" и дети, и родители, и педагоги.


Камень 1: изменение условий обучения.
Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме.

При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности :
- много учителей;
- каждый предмет в своем кабинете;
- требования на различных уроках разные.

Чем помочь? 
Прежде всего, родителям необходимо быть в курсе особенностей организации учебного процесса в 5-ом классе, наладить отношения с классным руководителем, учителями-предметника. Приветствуется помощь родителей ребенку в планировании режима дня. Продумайте количество и содержательное разнообразие внеурочной занятости ребенка, ее целесообразность в первый месяц учебы.

Камень 2: изменение требований.
Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований учителей - предметников. Один просит завести тетрадь 48 листов, другой - тоненькие тетради, но их должно быть несколько. Один учитель требует подчеркивать цветной ручкой, другой - карандашом и т.д. 

Чем помочь?
Во-первых, увидеть плюсы этих "рассогласованностей". Эти "мелочи", которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где "многотребовательность" в порядке вещей.

Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий.

Камень 3: отсутствие контроля.
Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание ученика. Есть только пятиклассники в целом. 

Чем помочь?
Такое отношение к ребенку, по понятным причинам, может обидеть вас, дорогие родители. "Как же так,- скажете вы,- ведь надо искать индивидуальный подход ко всем ученикам в классе!" Конечно, доля истины в этом есть, и учителя прилагают максимум усилий. Но быстро этот подход не находится. Во-вторых, опять-таки найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых, где есть требования выполнения определенной работы, но при этом начальство часто не учитывает индивидуальность работника. Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хочет свободы - вот ему и пробный шар.

Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требования учителей.

Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет).

Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

Камень 4: пробелы в знаниях.
За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком.

Чем можно помочь?
Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач.
Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. За помощью обратитесь к школьному психологу.

Удачной и скорейшей адаптации Вашим пятиклассникам!


Комментариев нет:

Отправить комментарий